Заправка газа (пропан-бутан) в баллон происходит под давлением 1,0-1,6 МПа через выносное заправочное устройство.
(ВЗУ) – оснащено предохранительным заправочным клапаном.
Варианты монтажа:
Заправка заканчивается автоматически, когда баллон заполнен на 80%. Роль блокировки играет специальный поплавок, который, поднимаясь до максимально возможного положения, закрывает мультиклапан.
Класс Б обеспечивает отсечку дальнейшей заправки при 80% заполнении баллона жидкой фазой газа – защита от переполнения баллона.
Запорная арматура класса Б не соответствует требованиям Е67-R1 и представляет реальную опасность при эксплуатации (ввиду отсутствия сбросного клапана). Уважающие своё имя продавцы ГБО не торгуют подобными изделиями, но они по-прежнему проникают на наш рынок так как стоят дешевле остальных.
Дело в том, что сжиженный газ имеет высокий коэффициент объемного расширения, поэтому опасно переполнение баллона жидким газом. В этом случае при большом перепаде температуры (от -30°С на улице при заправке до +20°С в теплом боксе) возможно возрастание давления в баллоне до критического.
Класс А в дополнении к отсекателю, оснащен сбросным клапаном, если превышение давления в баллоне все-таки произошло (например, в случае пожара в автомобиле, при заправке баллона более 80%), мультиклапан снабжен предохранительным (аварийным) клапаном, который при превышении допустимого значения давления (25 атм.) сбрасывает его излишек за пределы автомобиля через блок вентиляции.
имеет встроенный скоростной клапан (на выходе газа из баллона в моторный отсек), ограничивающий выход газа при обрыве магистрального трубопровода – защита от утечек
имеет обратный клапан (на входе газа от ВЗУ в баллон), предотвращающий выброс газа из баллона при отсоединении заправочной струбцины
имеет механический указатель уровня топлива (для индикации уровня топлива на кнопке переключения газ-бензин, мультиклапан дополнительно может быть укомплектован электронным уровнем топлива в баллоне).
Класс Европа, помимо всех предохранительных клапанов запорной арматуры класса А, имеет дополнительный электромагнитный клапан, перекрывающий подачу газа от баллона при выключении зажигания и при работе автомобиля на бензине.
Особенности мильтиклапана класса Европа:
имеет встроенный электронный уровень топлива в баллоне
из баллона по трубкам высокого давления газ, минуя газовый клапан, поступает в редуктор-испаритель
трубки высокого давления изготавливают из меди, алюминия, нержавейки и термопластика. Диаметр магистрали подбирается исходя из мощности автомобиля.
Защитная жидкость для клапанов – концентрированная, заменяющая свинец добавка разработанная для минимизирования проседания клапанных седел в автомобилях работающих на пропане и метане, и должен впрыскиваться через лубрикатор. Добавка очищает и смазывает верхнюю часть цилиндров, и создает защитный барьер между клапанами и клапанными седлами, сохраняя клапана и седла охлажденными.
Лубрикатор
Расход: 1 мл жидкости на 1 литр топлива.
Различные примеси
В нашем газе, кроме пропана и бутана содержится много примесей – почти пол таблицы Менделеева, в том числе и более тяжелые фракции нефти, образующие маслянистую пленку. При замене газовых фильтров можно эту пленку увидеть – все внутри покрыто маслянистой жидкостью. Учтите еще штатную систему смазки двигателя – вентиляцию картера, которая предусматривает подвод картерных газов (в основном «масляный туман») во впускной коллектор. Поэтому дополнительная смазка не нужна.
В лабораториях BRC проводились испытания дополнительной системы смазки клапанов наподобие «Flash lube». По результатам замеров разница в износе деталей двигателя с капельницей и без, была в пределах погрешности измерений, следовательно, на ресурс клапанов смазка не влияет. А вот показатели токсичности отработавших газов со смазкой были намного хуже. Несгоревшие частицы смазки догорали на сотах катализатора, перегревая его, а образовавшийся нагар значительно снизил его эффективность и ресурс. Поскольку в Европе экологии уделяют особое внимание, было решено отказаться от дополнительной системы смазки.
Вариатор опережения зажигания
Не секрет, что октановое число у газа выше, чем у самого высокооктанового бензина: у пропан-бутана (сжиженного нефтяного газа, СНГ) оно составляет 102-105, а у метана (компримированного природного газа) так и вовсе доходит до 120. Потому газ сгорает в цилиндре двигателя медленнее бензина, и потому при одинаковом угле опережения зажигания, проще – моменте воспламенения топлива, при работе ДВС на бензине и газе расход последнего превышает норму, а тягово-мощностные характеристики мотора, напротив, падают.
Плюс, температура отработанных газов в этом случае выше расчетного «бензинового» показателя – ведь в момент открытия выпускных клапанов заряд газо-воздушной смеси в цилиндре фактически еще продолжает гореть; в итоге выше температурная нагрузка на клапана и их седла.
Вариатор УОЗ – отличный универсальный способ оптимизировать угол опережения зажигания при работе автомобиля на газе, как пропан-бутан, так и метан.
Всем известно, что в двигателе внутреннего сгорания, работающем по четырехтактному циклу, воспламенение горючей смеси искровым разрядом свечи происходит на границе тактов сжатия и рабочего хода, за несколько градусов по положению коленчатого вала до достижения поршнем верхней точки движения. Вариатор угла опережения зажигания (Time Advance Processor, Spark Advance Processor) – это электронный модуль, при переходе двигателя на работу на газовом топливе автоматически сдвигает эту точку вперед на оптимальную величину, чтобы газ, воспламеняясь чуть раньше, успевал сгореть полностью, раскрывая потенциал.
Что важно в отличие от популярных называемых прошивок «под газ» которые не всегда имеют понятное происхождение и неизвестно какие углы опережения там зашиты, то вариатор опережения угла зажигания имеет индивидуальные прошивки под конкретные модели автомобилей и опробованы и обкатаны на стендах производителей оборудования, которые все время пополняют список моделей автомобилей на которые сделаны прошивки. Также возможна оперативная коррекция угла под индивидуальные требования.
Недаром установка вариатора является практически обязательной частью перевода автомобиля на метан. Да и в случае с пропаном такая коррекция пойдет на пользу любому ДВС, переведенному на би-топливный (бензин/газ) режим работы. Особенно заметна прибавка на малых и средних, наиболее часто используемых оборотах двигателя.
Зажигание же в любом случае регулирует штатная электроника двигателя, которая в принципе не понимает, что мотор работает на замещающем топливе, а потому регуляция эта происходит без какой-либо поправки на его свойства.
Подогрев форсунок
Это устройство может решить проблемы прилипания и облегчает внутреннее движение плунжера инжектора, когда поршень инжектора загрязнен или в газовом конденсате, особенно под воздействием низких температур.
Обогреватель крепиться на корпус инжектора, электронный контроллер автоматически контролирует включение и выключение прогрева от датчика температуры. Обогрев рейки происходит в месте соприкосновения рейки форсунок с нагревателем. Нагреватель управляется датчиком температуры и электронным контроллером (идет в комплекте).
Контроллер включает систему подогрева форсунок, только если это требуется, чтобы избежать чрезмерного потребления энергии аккумулятора. Комплект подогрева газовой рейки легко монтируется и демонтируется и не требует технического обслуживания.
Реле сброса памяти
Дополнительная установка реле очистки памяти BRC NP-01 решает проблему плохого запуска прогретого двигателя на автомобиле Kia Sorento 2.4.